Персональный сайт учителя

русского языка и литературы

Леонтьевой Татьяны Викторовны

Подготовка к ЕГЭ

 

  Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

В этом году серию видеолекций открывают рекомендации, как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. В ней эксперты рассказывают про алгоритмы выполнения заданий базового уровня сложности, правописание приставок и суффиксов в различных частях речи, использование средств связи в тексте. Также разбираются критерии оценивания и параметры проверки выполнения заданий повышенного уровня сложности.

 

Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ 2019 года(Русский язык).

 

Критерии оценки сочинения-рассуждения

Приступая к работе над сочинением, следует помнить о том, что в формулировке задания заложены те критерии, по которым будет оцениваться сочинение: смысловая цельность, композиционная стройность, связность изложения мыслей, умение членить текст на абзацы.

Сочинение, которое вам предлагают написать – это сочинение по прочитанному тексту, поэтому оценивается и ваше умение «читать» предложенный текст. Иными словами, оценивается насколько верно, без искажений вы поняли текст, прокомментировали его содержание и сформулировали позицию автора, как вы умеете выражать свое мнение о прочитанном тексте (согласившись или не согласившись с автором) и убедительно аргументировать его.

Сочинение на ЕГЭ отличается по объему от сочинения на литературную тему, оно значительно меньше. Однако это не облегчает, а усложняет задачу, так как в небольшом по объему сочинении вам предстоит отразить и понимание вами проблемы прочитанного текста, и свое отношение к ней, и языковые средства выразительности. При этом сочинение должно быть написано логично, последовательно, хорошим литературным языком, без ошибок.

Критерии оценки сочинения-рассуждения смотрите здесь.

 

Комментарии ФИПИ к направлениям итогового сочинения

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Отцы и дети
Это направление обращено к всегда актуальной проблеме человеческой жизни, которая связана с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта проблема затронута во многих литературных произведениях, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных взглядов на мире и смысл жизни, на раздумье о том, каким образом реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературных произведениях немало героев, которые по-разному относятся к мечте. Кто-то воодушевлен благими устремлениями и хочет воплотить их в жизнь, кто-то оказался в плену мечтаний, а кто-то – лишен прекрасной мечты и подчинен низменным целям.

Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления учащихся о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

О направлениях итогового сочинения прошлого года и критериях его оценки читайте здесь.

Источник:
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Дата последнего обновления страницы 27.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»